- Поповщина
- обозначение нескольких старообрядческих толков, признающих учение об иерархии и 7 церковных таинствах. Образовалась П. в то время, когда в старообрядческих общинах поредели ряды иереев "старорукоположенников" (т. е. до никоновского поставления). Жители центральной России, издавна привыкшие к церковному благолепию, не согласились с северными единомышленниками, образовавшими беспоповщину, и стали принимать беглых священников нового рукоположения. Однако вскоре поднялись раздоры по вопросу о письмах Аввакума, выделившие небольшой толк, впоследствии снова слившийся с П., онуфриевщину, и по вопросу о чиноприеме беглых попов поведшие к образованию перемазовщины; с 20 годов XIX в. образовалось лужковское согласие, и организация белокриницкой иерархии дала начало существованию самой большой отрасли П. приемлющих австрийское священство. В отличие от них "окормляющиеся бегствующим священством" называются беглопоповцами. При Екатерине и Александре I П. процветала: в Москве образовался ее духовный центр, Рогожское кладбище; при импер. Николае I вышел запретительный указ о беглых попах, и П. была приведена в жалкое состояние, под влиянием которого развился обычай заменять иереев уставщиками. Обычай окреп, и теперь немало общин, управляемых ими. С образованием белокриницкой иерархии и единоверия П. значительно ослабела; теперь она наиболее крепко держится в Нижегородской губ. (центр с. Городец). В эпоху процветания, кроме Рогожского кладбища, центрами П. были: Иргиз, Вятка, Стародуб и Керженские скиты. В общую систему старообрядческого учения П. не внесла никаких дополнений, удержав общие основы его, как: двуперстие, семипросфорие, хождение посолонь и т. п.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.